О нас

В Республике Дагестан создан один из крупнейших на территории России Инжиниринговых центров – Всероссийский центр микроспутниковых компетенций» (ИЦ ВЦМСК) при ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет». ВУЗ стал победителем конкурса проектов по созданию и развитию сети инжиниринговых центров, организованного Министерством образования и науки Российской Федерации в рамках мероприятия «О проведении открытого публичного конкурса на предоставление государственной поддержки проектов по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации» (пятая очередь, шифр конкурса 2016-И-05).

Работа инжинирингового центра осуществляется в рамках мер государственной поддержки по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 23.05.2013г. № ДМ-П8-3464, в рамках реализации плана мероприятий в области инжиниринга и промышленного дизайна, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013г. №1300-р, и государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. № 328. Для коммерциализации научно-технических результатов работы центра, в соответствии с требованиями конкурса, ВУЗом создано инновационное предприятие ООО «Инжиниринговый центр микроспутниковых компетенций». Основными видами деятельности предприятия являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, а также производство элементов электронной аппаратуры. Ключевые компетенции созданного инжинирингового центра – это компетенции в области создания высокоскоростных беспроводных каналов связи со стационарными и мобильными объектами.

года работы в сфере производства

Инновационных проектов

Общие производственные площади

Новости

ООО «ИЦМК»


Методы организации связи с подвижными объектами

ООО «ИЦМК»


Методы организации связи с подвижными объектами

В настоящее время системы связи играют чуть ли не решающую роль в развитии общества. Они обеспечивают высокую скорость обмена информацией и сокращают время принятия решений с дней и недель до часов и минут, а в ряде случаев – и секунд. Так например, без работы си-стем связи невозможна деятельность авиакомпаний, морского бизнеса и транспортных узлов. Наличие канала связи с транспортным средством позволяет увеличить его безопасность в пути, а в ряде случаев – управлять им. Так были созданы беспилотные летательные аппараты.

Системы связи с транспортными средствами можно разделить на ведомственные и общего пользования. Вне зависимости от принадлежно-сти, их работу обеспечивают одни и те же технологии и выполняют схожие задачи. В эру развития различных технологий передачи данных, таких как сотовая и спутниковая связь, работа систем связи с транспортными сред-ствами основывается на работе сетей беспроводной передачи данных.

Данные технологии, в настоящий момент, основаны на использо-вании радиоволн. Это самый распространенный способ организации связи в наше время. Другим способом организовать двухсторонний канал связи являются системы оптической связи основанные на лазерном излучении. Данная технология связи работает следующим образом: передатчиком яв-ляется модулируемый лазерный луч, передающий информацию путем из-лучения на фотодиод, выполняющий демодуляцию сигнала.

Важным средством обеспечения безопасности и высокой эффек-тивности транспортировки считается наличие постоянной связи между участниками процесса. Связь с объектами транспорта и сопутствующей инфраструктуры предоставляет возможности оперативного сбора инфор-мации, передачи ее лицам, принимающим решения, и быстрого реагиро-вания на изменение обстановки.

Системы связи используются в транспортном секторе для работы диспетчеров, ремонтных бригад, ответственных за участки дорог, водите-лей транспортных средств для управления движением и экстренных служб. Современная и качественная связь – это основа для роста безопасности всех видов транспорта.


Спутниковая связь


Сегодня большинство сеансов спутниковой связи выполняется с использованием протокола VSAT. VSAT (Very Small Aperture Terminal - терминал с очень малой апертурой) - это небольшая спутниковая наземная станция, т.е. терминал с небольшой антенной. Технология используется в спутниковой связи с начала 1990-х годов. Согласно международной клас-сификации спутниковые станции с антеннами диаметром менее 2,5 метров относятся к VSAT. В большинстве случаев для VSAT используется упро-щенная процедура получения разрешений по частоте.

Основное использование VSAT - организация широкополосного доступа в Интернет, телефонная связь, передача данных для корпоратив-ных сетей, видеоконференцсвязь, дистанционное обучение и резервирова-ние наземных каналов связи. Он используется в основном за пределами крупных городов, где нет надежных и высокоскоростных наземных кана-лов связи.

Передающие и приемные устройства и источники питания антенн обычно создаются на основе стандартных устройств, которые имеются в продаже на рынке. Стоимость определяется размером антенны и мощно-стью передатчика, которые очень сильно зависят от технических характе-ристик используемого спутникового ретранслятора. Для обеспечения надежной связи устройства обычно имеют запас надежности работы си-стемы в 100%.

Устройства формирования каналов обеспечивают формирование спутниковых радиоканалов и их подключение к наземным линиям связи. Каждый из провайдеров спутниковой системы связи реализует свои реше-ния при создании центральной наземной станции, что часто исключает возможность использования оборудования и станций абонентов других производителей для построения сети. Как правило, эта подсистема постро-ена по модульному принципу, что позволяет по мере увеличения трафика и количества абонентских станций в сети легко добавлять новые устрой-ства.


Искусственные спутники Земли


Развитие современной техники и экономики стимулирует про-гресс в области систем связи. Сейчас и в ближайшей перспективе будут со-здаваться спутниковые системы глобальной связи. Это вызвано потребно-стью современного общества иметь доступ к данным в любой точке Земли. Развитие уровня технологий и масштабов добычи полезных ископаемых, производства высокотехнологичных приборов и сооружений, развитие различных сфер предоставления услуг стимулирует рост количества спут-никовых операторов и качества их работы.

Например, 2021 году планируется запуск трех спутников низко-орбитальной системы связи «Гонец». Это является примером востребован-ности систем связи и передачи данных в любом месте Земли, в первую очередь в локациях, где нет никакой системы связи. Данная технология, в первую очередь, актуальная для компаний, работающих далеко от насе-ленных пунктов, таких, как нефтегазовые корпорации, морской и речной флот, наземный грузовой и пассажирский транспорт, а так же воздуш-ный.

К 2024 году планируется модернизация системы «Гонец» и раз-вертывание системы нового поколения «Гонец-2». Данная спутниковая группировка будет ориентирована на организацию высокоскоростного доступа к услугам интернета вещей. В первую очередь, данная система бу-дет ориентирована на отечественный рынок.

В связи с ростом количества спутников на орбите растет и по-требность в их обслуживании. Помимо строительства наземных станций контроля спутниковых аппаратов, разрабатываются и методы ремонта спутника в космосе, его заправки, инспекции и модернизации. С техниче-ской точки зрения данная задача интересна для многих из военного и гражданского сегментов. Экономически данная задача достаточно требо-вательна к ресурсам и не всегда имеет целесообразность выполнения.

Еще один тренд – малые высоты спутниковых орбит. Данный тренд обусловлен, прежде всего, экономически: требуется менее мощная аппаратура на борту спутника, что снижает его габариты и массу. Так же снижаются расходы на доставку аппарата на орбиту. По причине низкой высоты орбиты растет количество спутников в группировке. Это дает пре-имущество по скорости связи, так как расстояние полета сигнала «туда-обратно» существенно уменьшается.

Для увеличения скорости передачи данных в межспутниковом пространстве рассматривают технологию лазерной передачи данных. Для связи «Земля-космос» данная технология так же хороша, но влияние ме-теорологических факторов может затруднить или сделать технически не-возможным использование данной технологии в определенном простран-ственно-временном интервале. Но таких факторов нет в открытом космо-се.

На сегодняшний день, как считает ряд экспертов, целесообразно использовать типовые спутники связи с возможностью смены режимов ра-боты путем перенастройки находящегося на орбите аппарата с Земли. Для этого наиболее целесообразно применить модульную структуру констру-ирования, так как произвести ремонт будет значительно легче с техниче-ской точки зрения и экономически обоснован.

Искусственным спутником Земли считается искусственный кос-мический аппарат, запущенный на временную или постоянную орбиту во-круг нашей планеты. Космические аппараты данного типа могут иметь ли-бо не иметь экипаж на борту. Последний тип является наиболее распро-страненным и именно он признается искусственным спутником планеты Земля.

Идея искусственного спутника в орбитальном полете была впер-вые предложена сэром Исааком Ньютоном. Он рассчитал, что пушечное ядро, выстрелившее с достаточной скоростью с вершины горы в направ-лении, параллельном горизонту, облетит Землю до падения. Хотя объект будет иметь тенденцию падать к поверхности Земли из-за гравитационной силы, его импульс заставит его спуститься по искривленной траектории. Большая скорость вывела бы его на устойчивую орбиту, подобную лун-ной, или полностью унесла бы от планеты в космическое простран-ство.

4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый спутник Земли, названный «Спутник-1». Время его оборота вокруг плане-ты составляло 96 минут, а его радиосигнал был пойман радиолюбителями на всей планете. Три месяца спустя Соединенные Штаты запустили в кос-мос свой первый спутник «Эксплорер-1». Данный спутник, хотя и имел намного меньшие размеры, чем Спутник-1, имел у себя на борту инстру-мент обнаружения радиации. Им был обнаружен внутренний радиацион-ный пояс Ван Аллена, представляющий собой зону электрически заряжен-ных солнечных частиц, которые окружают Землю.

Спутники могут располагаться на любом количестве различных орбит. Выбор конкретной орбиты в значительной степени определяется функцией спутника. Например, большинство метеорологических и разве-дывательных спутников запускаются на полярную орбиту. Поскольку Земля вращается под полярно-орбитальными спутниками, они проходят над всей поверхностью планеты в течение определенного периода времени.

Спутники связи обычно размещаются на экваториальной орбите, что позволяет им кружить в самых густонаселенных районах Земли с за-пада на восток. Обычно они движутся по геосинхронным орбитам на вы-соте около 35 900 км над землей и работают на частотах от 4 до 6 ГГц. На этой высоте движение спутника синхронизируется с вращением Земли, в результате чего аппарат «зависает» над заданной областью. При правиль-ном расположении три спутника связи, движущиеся по такой геосинхрон-ной орбите, могут передавать сигналы между станциями по всему миру.


Кубсаты


Кубсат представляет собой формат малых либо сверхмалых ис-кусственных спутников Земли для исследования космоса. Данные аппара-ты имеют объем 1 литр и массу не более 1.33 кг или кратно более. Созда-ние кубсатов стало возможным благодаря развитию микроминиатюриза-ции и нано-технологий и стало массовым явлением в XXI веке. После по-явления формата «кубсат» появился ещё более малый формат «покетсат» в несколько сотен или десятков грамм и размером несколько сантиметров.

Спутники-кубсаты разработаны, в основном, университетами и используются в процессе обучения студентов. Так же данный вид спутни-ков используется крупными корпорациями для осуществления их деятель-ности. Кубсаты, в большинстве своем, имеют на борту один или два при-бора и солнечные батареи. Некоторые из них имеют большие выдвижные антенны.

Кубсаты выводятся, как правило, сразу по несколько единиц ли-бо посредством ракет-носителей, либо с борта пилотируемых и автомати-ческих грузовых космических кораблей и орбитальных станций. Для раз-мещения на ракете-носителе, космическом корабле или орбитальной стан-ции, запуска и разведения кубсатов разработаны и используются много-местные контейнеры-платформы, в том числе с револьверным выводом на орбиту. Также для вывода кубсатов разрабатываются сверхмалые ракеты-носители, называемые наноносителями.

Кубсаты имеют стоимость выведения до нескольких десятков ты-сяч долларов, а покетсаты - до нескольких тысяч долларов. Благодаря от-носительно невысокой стоимости ряд университетов запустили в космос свои собственные спутники. Так в мире появился новый формат спутников - университетский. На сегодняшний день существует специальная межуни-верситетская программа по запуску кубсатов.

Таким образом, формат спутников-кубсатов имеет перспективы развития за счет невысокой стоимости разработки, производства и запуска в космос. Данные спутники могут использоваться различными эксплуатан-тами: от малых организаций, а в отдельных случаях и частных лиц, до транснациональных корпораций.

Подробнее

ООО «Инжиниринговый центр микроспутниковых компетенций» https://ecmc.su/

ООО «Инжиниринговый центр микроспутниковых компетенций» https://ecmc.su/ Сейчас и в ближайшей перспективе будут создаваться спутниковые системы глобальной связи. Это вызвано потребностью современного общества иметь доступ к данным в любой точке Земли. Развитие уровня технологий и масштабов добычи полезных ископаемых, производства высокотехнологичных приборов и сооружений, развитие различных сфер предоставления услуг стимулирует рост количества спутниковых операторов и качества их работы. Например, 2021 году планируется запуск трех спутников низкоорбитальной системы связи «Гонец». Это является примером востребованности систем связи и передачи данных в любом месте Земли, в первую очередь в локациях, где нет никакой системы связи. Данная технология, в первую очередь, актуальная для компаний, работающих далеко от населенных пунктов, таких, как нефтегазовые корпорации, морской и речной флот, наземный грузовой и пассажирский транспорт, а так же воздушный. К 2024 году планируется модернизация системы «Гонец» и развертывание системы нового поколения «Гонец-2». Данная спутниковая группировка будет ориентирована на организацию высокоскоростного доступа к услугам интернета вещей. В первую очередь, данная система будет ориентирована на отечественный рынок. В связи с ростом количества спутников на орбите растет и потребность в их обслуживании. Помимо строительства наземных станций контроля спутниковых аппаратов, разрабатываются и методы ремонта спутника в космосе, его заправки, инспекции и модернизации. С технической точки зрения данная задача интересна для многих из военного и гражданского сегментов. Экономически данная задача достаточно требовательна к ресурсам и не всегда имеет целесообразность выполнения. Еще один тренд – малые высоты спутниковых орбит. Данный тренд обусловлен, прежде всего, экономически: требуется менее мощная аппаратура на борту спутника, что снижает его габариты и массу. Так же снижаются расходы на доставку аппарата на орбиту. По причине низкой высоты орбиты растет количество спутников в группировке. Это дает преимущество по скорости связи, так как расстояние полета сигнала «туда-обратно» существенно уменьшается. Для увеличения скорости передачи данных в межспутниковом пространстве рассматривают технологию лазерной передачи данных. Для связи «Земля-космос» данная технология так же хороша, но влияние метеорологических факторов может затруднить или сделать технически невозможным использование данной технологии в определенном пространственно-временном интервале. Но таких факторов нет в открытом космосе. На сегодняшний день, как считает ряд экспертов, целесообразно использовать типовые спутники связи с возможностью смены режимов работы путем перенастройки находящегося на орбите аппарата с Земли. Для этого наиболее целесообразно применить модульную структуру конструирования, так как произвести ремонт будет значительно легче с технической точки зрения и экономически обоснован.
Подробнее

ООО «ИЦМК» Кубсаты

ООО «ИЦМК» Кубсаты Кубсат представляет собой формат малых либо сверхмалых искусственных спутников Земли для исследования космоса. Данные аппараты имеют объем 1 литр и массу не более 1.33 кг или кратно более. Создание кубсатов стало возможным благодаря развитию микроминиатюризации и нано-технологий и стало массовым явлением в XXI веке. После появления формата «кубсат» появился ещё более малый формат «покетсат» в несколько сотен или десятков грамм и размером несколько сантиметров. Спутники-кубсаты разработаны, в основном, университетами и используются в процессе обучения студентов. Так же данный вид спутников используется крупными корпорациями для осуществления их деятельности. Кубсаты, в большинстве своем, имеют на борту один или два прибора и солнечные батареи. Некоторые из них имеют большие выдвижные антенны. Кубсаты выводятся, как правило, сразу по несколько единиц либо посредством ракет-носителей, либо с борта пилотируемых и автоматических грузовых космических кораблей и орбитальных станций. Для размещения на ракете-носителе, космическом корабле или орбитальной станции, запуска и разведения кубсатов разработаны и используются многоместные контейнеры-платформы, в том числе с револьверным выводом на орбиту. Также для вывода кубсатов разрабатываются сверхмалые ракеты-носители, называемые наноносителями. Кубсаты имеют стоимость выведения до нескольких десятков тысяч долларов, а покетсаты - до нескольких тысяч долларов. Благодаря относительно невысокой стоимости ряд университетов запустили в космос свои собственные спутники. Так в мире появился новый формат спутников - университетский. На сегодняшний день существует специальная межуниверситетская программа по запуску кубсатов. Таким образом, формат спутников-кубсатов имеет перспективы развития за счет невысокой стоимости разработки, производства и запуска в космос. Данные спутники могут использоваться различными эксплуатантами: от малых организаций, а в отдельных случаях и частных лиц, до транснациональных корпораций.
Подробнее

Подписаться на новости

Оставьте свою почту и будьте в курсе наших событий.